Дети-сироты вновь получают преимущественное право на получение высшего образования


Категория: Информация     Опубликовано:     Просмотров: 64

Расскажу, как как меры социальной справедливости найдут отражение в бесплатном праве детей-сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, на получение высшего образования.

Поправки в Законы «Об образовании в РФ» и «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» размещены в Системе обеспечения законодательной деятельности.

Главной задачей данного законопроекта является законодательное закрепление мер социальной справедливости, нашедшей свое отражение в предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, права на получение высшего образования за счет средств соответствующего бюджета. 



Льгота по внеконкурсному приему в организации высшего профессионального образования являлась значимым «социальным лифтом» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и существенной дополнительной гарантией права на образование этой категории граждан. 

Предыстория 

Впервые указанная льгота была установлена Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 года № 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».  
После этого в статье 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и в статье 11 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» было установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при условии успешного прохождения вступительных испытаний в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, принимаются вне конкурса. 



Указанные законодательные акты признаны утратившими силу с 1 сентября 2013 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации». 

Что мы имеем сейчас 

Действующая в настоящий момент норма части 14 статьи 108 Федерального закона об образовании представляет собой дополнительные гарантии конституционного права на образование для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку, при сохранении за ними права на дополнительную подготовку для последующего успешного освоения профессиональных образовательных программ, расширяет права доступа к получению высшего образования. 

Однако в действующей редакции законодателем был установлен срок действия указанных дополнительных гарантий, который истекает 1 января 2021 года. 

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» право отдельных категорий граждан на внеконкурсное зачисление в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения за счет средств соответствующих бюджетов  бюджетной системы Российской Федерации при условии успешного прохождения вступительных испытаний, трансформировалось в право на прием в образовательные организации высшего образования на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний. 

Это право установлено для детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях. 

При этом Федеральным законом от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наряду с широким перечнем иных категорий граждан закреплено право преимущественного зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях. 

Таким образом, в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа произошло существенное снижение достигнутого ранее уровня государственных гарантий, связанных с доступностью получения высшего образования. 

Фото взято из открытых источников сети Интернет
Фото взято из открытых источников сети Интернет 

Законопроект направлен на восстановление ранее действовавшей государственной гарантии права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на получение высшего образования, поскольку в настоящий момент ограничение её действия во времени накладывает неопределенность в вопросах получения высшего  профессионального образования и будущей жизни в целом данной категории граждан нашей страны. 

Это связано с тем, что действие указанной льготы фактически не прерывалось с 1987 года, за исключением периода после принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2013 года по 2 февраля 2014 года. 

Однако, возвратив данную норму в текст федерального закона, законодатель ограничил её действие во времени, что создало множество трудностей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части планирования своего будущего. 

Многие дети из их числа сегодня даже не берутся планировать освоение программ высшего профессионального образования вследствие отсутствия ясности в вопросе продления срока действия и сохранения данной льготы в будущем, в связи с чем настоящим законопроектом предлагается закрепить бессрочность её действия в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». 

Необходимость развития системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей неоднократно озвучивалась Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, в том числе: 4 сентября 2013 года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, 20 февраля 2019 года на ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также 4 февраля 2020 года в ходе встречи с общественностью в городе Череповец Вологодской области. 

Принятие проекта Федерального закона не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, не потребует дополнительного увеличения численного  состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 


Вам необходима грамотная помощь?
Тогда оставьте заявку

Если вам необходима срочная помощь в нерабочее время, рекомендую звонить только по телефону.

Или позвоните телефону
+7 (929) 995-08-14
+7 (495) 740-32-30
и мы ответим Вам в течении 15 минут круглосуточно!