Как электронное образование усовершенствуется новым законом. Разъяснения адвоката


Категория: Информация     Опубликовано:     Просмотров: 54

Расскажу, как  электронное образование усовершенствуется новым законом. Ведь в случае введения ЧС или режима повышенной готовности обучение, а также проведение государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных профессиональных образовательных программ, будет осуществляться с применением электронных форм.

В Закон «Об образовании в Российской Федерации» в Государственную Думу были внесены Поправки  и приняты на пленарном заседании 27 мая во втором и третьем чтениях. 

Целью принятия законопроекта является устранение пробела правового регулирования отношений, возникающих при нарушении обязательств организации, осуществляющей образовательную деятельность и являющейся заказчиком целевого обучения, по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также исключение регулирования Правительством Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, финансируемых за счет их бюджетов. 
Фото взято из открытых источников сети Интернет
Фото взято из открытых источников сети Интернет 

В соответствии с частью 6 статьи 71.1 Федерального закона  от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в случаях неисполнения заказчиком целевого обучения или гражданином своих обязательств в части трудоустройства гражданина по завершению обучения и осуществления трудовой деятельности заказчик целевого обучения или гражданин наряду с ответственностью, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 56 Федерального закона, выплачивает организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленных на обучение гражданина, который направляется на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования.

Вместе с тем Федеральным законом не урегулирован вопрос оплаты указанного штрафа организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в случае если она является заказчиком целевого обучения и нарушила свои обязательства, не трудоустроив гражданина после завершения его обучения.

В связи с этим предлагается в случае если заказчиком целевого обучения является организация, осуществляющая образовательную деятельность, в  которой обучался гражданин, при нарушении ею обязательств по трудоустройству гражданина возмещать расходы федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленные на обучение гражданина, в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. 

В частности, указанные средства будут перечисляться организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в доходную часть соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации по подгруппе доходов "113 - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства" группы доходов "100. Налоговые и неналоговые доходы", предусмотренной Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации  от 6 июня 2019 г. № 85н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 июля 2019 г., регистрационный № 55171). 



При этом правила проведения и учета операций по соответствующим поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, а также их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации регламентированы Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. № 125н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 февраля 2014 г., регистрационный № 31262).

Что касается администрирования указанных доходов, то оно будет осуществляться в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", а также соответствующим правовым актом Минобрнауки России - в части поступлений в доход федерального бюджета. 

Согласно частям 3 и 4 статьи 711 Федерального закона Правительством Российской Федерации устанавливается квота приема на целевое обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - квота) по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования. 

Таким образом, исходя из указанных норм Федерального закона, Правительство Российской Федерации при установлении квоты определяет перечень специальностей, направлений подготовки высшего образования, по которым устанавливается квота. Так распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2019 г. № 979-р (далее - распоряжение № 979-р) установлена квота на 2019 год и предусмотрены конкретные специальности и направления подготовки высшего образования, по которым она установлена. 

В то же время частью 5 статьи 711 Федерального закона предусмотрено аналогичное полномочие Правительства Российской Федерации по утверждению перечня специальностей, направлений подготовки, по которым проводится прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах квоты. Указанный перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2019 г. № 186-р (далее - распоряжение № 186-р).

Следует также отметить, что перечень специальностей, направлений подготовки, по которым проводится прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в переделах квоты, утвержденный распоряжением № 186-р, аналогичен перечню специальностей и направлений подготовки, по которым распоряжением № 979-р установлена квота на 2019 год.

В свою очередь, квота установлена с учетом потребностей экономики Российской Федерации, отдельных субъектов Российской Федерации и федеральных государственных органов в квалифицированных кадрах по специальностям, направлениям подготовки и отраслевых особенностей (пункт 3 Правил установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 г. № 302). 


Учитывая изложенное, полномочие Правительства Российской Федерации, предусмотренное частью 5 статьи 71.1 Федерального закона, дублирует полномочие, установленное частями 3 и 4 статьи 71.1 Федерального закона.

Кроме того, согласно части 3 статьи 71.1 Федерального закона установление квоты приема на целевое обучение по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов осуществляется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В свою очередь, исходя из действующей редакции части 5 статьи 71.1 Федерального закона, Правительством Российской Федерации утверждается перечень специальностей, направлений подготовки, по которым проводится прием на целевое обучение как за счет средств федерального бюджета, так и за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Таким образом, указанная норма не позволяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления самостоятельно определять специальности и направления подготовки высшего образования, по которым будет устанавливаться квота приема на целевое обучение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, и вынуждает данные органы использовать перечень специальностей, направлений подготовки, установленный Правительством Российской Федерации. 

Между тем предлагаемое законопроектом изменение части 5 статьи 71.1 Федерального закона предоставит органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления возможность самостоятельно определять перечни специальностей и направлений подготовки, по которым проводится прием на целевое обучение соответственно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, что в свою очередь позволит исключить из сферы целевого обучения специальности и направления подготовки, по которым имеется избыток на рынке труда, учесть отраслевые особенности и потребности конкретного региона в квалифицированных кадрах. 

Также законопроектом предлагается действие положений части 61 статьи 71.1 Федерального закона не распространять на правоотношения, возникшие из договоров о целевом обучении, заключенных до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью  71.1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Принятие и реализация законопроекта не противоречит положениям договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.


Вам необходима грамотная помощь?
Тогда оставьте заявку

Если вам необходима срочная помощь в нерабочее время, рекомендую звонить только по телефону.

Или позвоните телефону
+7 (929) 995-08-14
+7 (495) 740-32-30
и мы ответим Вам в течении 15 минут круглосуточно!